Ave Mercedes

Загрузка ...

Mercedes-Benz SLS AMG Roadster плывет по узким монакским улочкам подобно океанскому катеру, под утробное бульканье в глушителе. Стоп, малый вперед, право руля... Тесно тут огромной и мощной машине. Но здесь ее родина: первый скоростной родстер Daimler прозвали женским именем Мерседес именно на Лазурном Берегу. И теперь 570-сильный преемник салютует раскатами гулкого выхлопа — Ave Maria de las Mercedes! При чем тут Дева Мария?

Родстер выглядит сногсшибательно. Потрясающе. Крышесноси... Да-да, особенно без крыши. С поднятым верхом все время вспоминается «настоящий» SLS AMG — который Gullwing: купе с дверьми типа «крыло чайки». Но стоит 12 секунд подержать нажатой гашетку между сиденьями — и пантографы хитросложенного механизма Webasto бесшумно уберут следы сожаления вместе с мягким верхом. Рельеф мускулатуры обтекаемого легкосплавного тела, длинный моторный отсек истинного истребителя, мощная короткая корма. Идеал.

Но как жаль, что Roadster мягче, чем то «Крыло чайки», на котором я утюжил мексиканские автострады Карреры Панамериканы полтора года назад (АР №14—15, 2010)! «Руль точный, «прозрачный» и в меру тяжелый... подвеска жесткая, но в полушаге от дискомфорта...» Куда что девалось? Скошенная снизу баранка покачивается в руках слишком легко — настолько, что часто не хватает элементарного возвращающего действия, и при выходе из очередной «шпильки» Mercedes рыскает своим роскошным передком из-за твоих ошибочных действий. И, увы, переключение в «спорт» ужесточает подвеску, но не «очищает» руль.

 

Открытый алюминиевый кузов весит 243 кг: он всего на 2 кг тяжелее, чем у купе (обратите внимание на коробчатые усилители на задней стенке кабины). Развесовка — те же 47:53. Двигатель с сухим картером соединен с отнесенным назад преселективным «роботом» Getrag алюминиевой трубой с углепластиковым приводным валом внутри. Спереди — композитные углекерамические тормозные диски, сзади — обычные, металлические

 

Стоп. Откуда здесь электронноуправляемые амортизаторы? И что обо всем этом сказал бы Эмиль Еллинек — а главное, в каких выражениях?

Как он костерил руководство фирмы Daimler Motoren Gesellschaft! Ослы, писал он им в ежедневных телеграммах, лицемеры, иезуиты! «Отсюда я могу слышать, как вы говорите «это невозможно», — с издевкой телеграфировал Еллинек с Лазурного Берега в Канштатт. — Но вы уж там постарайтесь!»

Дипломат и бизнесмен Еллинек, не будучи инженером — он был всего лишь очень богатый человек, способный продать десятки машин своим соседям по Лазурному Берегу, — вознамерился диктовать Готтлибу Даймлеру и его главному конструктору Вильгельму Майбаху, каким должен быть автомобиль не ­завтрашнего, а послезавтрашнего дня! В те времена и Даймлер, и Бенц, и Панар с Левассором, и Лонер с Порше строили фактически конные повозки, только без лошади. А Еллинек хотел большего. Удлинить колесную базу, расширить колею, смонтировать на раме двигатель как можно ниже, чтобы машина не опрокидывалась на виражах. И никаких свечей накаливания — только новомодное искровое зажигание от магнето Роберта Боша!

 

Все компоненты двухрычажной подвески — легкосплавные (конечно, за исключением прутка стабилизатора поперечной устойчивости). Амортизаторы теперь с электронным управлением, но дифференциал — по-прежнему самоблокирующийся, с дисковой муфтой

 

Конечно, идея носилась в воздухе — если бы не Еллинек с Майбахом, чуть позже это сделали бы другие. Но факт — именно непрофессионал заказал и оплатил первую автомобильную революцию. Недаром именно тот двухместный 35-сильный родстер Даймлера, который Еллинек с таким нетерпением встречал на железнодорожном вокзале Ниццы 22 декабря 1900 года, считается первым современным автомобилем с drop chassis, пониженным шасси. Максимальная скорость — до 85 км/ч, средняя на серпантинах Ниццы — около 40 км/ч...

Сейчас бортовой компьютер родстера SLS AMG высвечивает скромные 33 км/ч — не полетаешь нынче на дорогах общего пользования. Но если на этом Мерседесе прокатился бы Еллинек, он бы умер от счастья — вот чего он хотел от Майбаха! Скорости, красоты и комфорта.

И «электронную» подвеску Еллинек бы одобрил. Ведь он был прежде всего коммерсантом и всегда яростно отстаивал права своих покупателей. Если владельцы жалуются на жесткий ход — будьте любезны исправить!

 

Одна из кнопок на тоннеле теперь заведует амортизаторами, а управление задним антикрылом перенесено на центральную консоль. Оперировать крышей можно на скорости до 50 км/ч крупной клавишей между сиденьями

Подрулевые лепестки «робота» приятно холодят руки, но передачи переключаются с задержками

 

Электронноуправляемые амортизаторы — этакая «работа над ошибками», причем точно такая же подвеска теперь и у купе. Вы, конечно, можете заказать «спортпакет» с обычными амортизаторами, но, по словам людей из AMG, ездить с ним можно разве что по треку: дескать, зубодробительный. А Roadster с «электронной» подвеской теперь больше всего напоминает... Jaguar XK-R. Отныне SLS AMG такой же мягкий в «комфортном» режиме — и даже в «спорте» точно так же доворачивает кормой в быстрых виражах.

Может, дело в жесткости кузова? Но даже без крыши Roadster — монолит: 18000 Нм/град на скручивание. На колдобинах даже в спортивном режиме подвески не дрожат ни усиленная стальными трубами рамка лобового стекла, ни руль, ни зеркала. Кстати, Roadster всего на 40 кг тяжелее купе, и это позволило сэкономить на настройках подвески — они едины для обеих версий.

 

Нужно «залить» красным всю полоску на экране, сильнее нажимая на тормоз, — без этого не активировать режим Race Start. Да, и руль прямо! AMG Performance Media: на дисплей можно вывести индикатор перегрузок, конфигурации избранных гоночных трасс и даже записать телемет­рию через USB

 

Само собой, шасси осталось столь же послушным — как и купе, Roadster скользит плавно и предсказуемо. Фантастика: заднеприводный автомобиль с 570-сильным мотором позволяет смело, без дрожи в коленках, с отключенной ESP «ставить на грип» передок на входе в повороты и выходить из виражей с легким заносом!

А как рычит и грохочет при этом атмосферная шестилитровая «восьмерка»... Особенно на свободных от трафика серпантинах возле Ла Турби. Век с лишним назад тут соревновались в «подъеме на холм» первые Даймлеры-Мерседесы с громогласными «четверками» — тоже, кстати, объемом под шесть литров. Но о такой красоте звука никто в те времена и мечтать не смел. Приглушенное клокотание с «низов», яростный звериный рев под полным дросселем на «верхах» — и рвущая барабанные перепонки шрапнельная канонада при сбросе газа. А когда ты со сложенной крышей пролетаешь прорубленные в скалах короткие тоннели, все это великолепие обрушивается на тебя в многократно усиленном виде.

Ave Mercedes!

 

Без «крыльев чайки» кокпит потерял в обаянии, но ощущение промышленного качества стало даже сильнее. Коленных подушек безопасности две — и слева, и справа

 

Жаль одного — сюда бы прежнюю пассивную подвеску. А с таким «ватным» рулем хочется ездить не спеша. Да еще эти задержки у преселективного «робота»...

Раньше было хуже: SLS AMG трогался с заметной ленцой. Теперь коробку перепрограммировали, но резко сорваться с места все равно не выйдет, а в ручном режиме смена передачи заметно отстает от щелчка металлическим лепестком. Иногда настолько, что хочется сразу вернуть обычный «комфортный» режим поворотом рукоятки на тоннеле.

Увы, Mercedes SLS AMG так и не стал ближе к Ferrari 458 или Porsche 911. Их воспринимаешь как восхитительную драйверскую игрушку, а этот... Впрочем, ничего себе игрушка за триста тысяч евро!

 

 
Крыша Webasto складывается бесшумно и быстро на скоростях до 50 км/ч, в верхнюю часть каркаса спрятаны занавески безопасности. За доплату — обогреватели шеи Airscarf в спинках кресел

 

Большинству наверняка понравится: сверхмощный и сверхдорогой SLS AMG стал обращаться с неподготовленным водителем мягче, деликатнее. Милосерд­нее. А милосердие, между прочим, «зашито» в название марки Mercedes самим крестным отцом!

Все мы читали про то, как Mercedes был назван в честь очаровательной дочурки Эмиля Еллинека. На самом деле та кудрявая девочка, третий ребенок Еллинека от его первого брака, была крещена как Адриана Мануэла Рамона. Но позже отец действительно нарек ее «дополнительным» именем Мерседес — равно как и... всех остальных шестерых детей и от первого, и от второго брака! Более того, Мерседесами Еллинек называл не только детей, но и всю свою собственность — включая виллы, отели, яхты и автомобили! Да и сам он с 1903 года официально взял себе вторую фамилию — Еллинек-Мерседес.

Что за блажь?

 

У родстера тоже есть крылья — вернее, крылышки-накладки, которыми он машет при трансформации крыши Выдвижной спойлер — как у купе, а объем багажника меньше всего на три литра

 

Сын известного своими исследованиями каббалы лейпцигского раввина ­Аарона Еллинека, Эмиль Еллинек был католиком и очень суеверным человеком. Сейчас уже трудно сказать, когда именно он взял своим талисманом испанское имя Мерседес. Скорее всего, после смерти в 1893 году матери Адрианы-Рамоны, первой супруги Еллинека, — Рашель Гоггман Сенробер была католичкой родом из сефардов, испанских евреев. В Испании особо почитаема Maria de las Mercedes, Дева Мария Милосердная (от латинского «merces», «дары»), и испанских девочек часто называют Мерседес (с ударением на второе «е») в честь Богородицы. Вот и Еллинек после смерти жены взял за правило «освящать» этим именем не только детей, но и все, чем он владел и с чем соприкасался. В том числе и продаваемые им Даймлеры.

Теперь понимаете, что Mercedes — не просто имя? Mercedes — значит «милосердный» или «милостивый»! А как вы ­яхту назовете...

SLS AMG Roadster — стопроцентный Mercedes. Милостивый Бенц, который даже с 570-сильным мотором остается мягким­ и всепрощающим. Как Maria de las Mercedes.